До трети инвестиционного портфеля богатых людей обычно составляет именно недвижимость, причем всегда разная: именно диверсификация активов позволяет получать наибольшую прибыль.
Ритейл, склады и коворкинги
Одно из лучших направлений для российских мегаполисов — стрит-ритейл, считает инвестор, девелопер и автор Youtube-канала «РентаВед» Руслан Сухий. «В центре европейских столиц помещение уже не купить, а в Москве и Петербурге — можно, — утверждает он. — Это туристические города с хорошим пешеходным трафиком — люди всегда будут гулять по ним».
Эксперт советует присмотреться и к небольшим коворкингам площадью 300–500 кв. м — например, при апарт-отелях.
Представляют интерес и небольшие складские площади для малого и среднего бизнеса, особенно формат light industrial, популярный на Западе (около 2/3 всех складов): офис, шоурум и склад одновременно.
Если говорить о жилой недвижимости, то самыми популярными остаются малогабаритные квартиры в хороших локациях.
Кстати, о Европе. По словам управляющего директора и главы департамента недвижимости UFG Wealth Management Михаила Девятова, именно европейская недвижимость является лучшей для инвестирования: в России и США высоки политические риски, в Латинской Америке — низкая прозрачность, а в Азии замедляется рост ВВП, что отразится на ценах на жилье.
В числе самых перспективных для инвестиций городов Михаил Девятов назвал Мюнхен, Берлин, Франкфурт, Стокгольм, Люксембург, Вену, Амстердам и Брюссель.
Руслан Сухий уверен: будущее в том числе и за коллективными инвестициями. Во-первых, потому что в складчину удастся купить большой объект с хорошей скидкой. Во-вторых, в этом случае резко снижается порог вхождения — он начинается от 500 тыс. рублей.
В выигрыше апарт-отели
Формат, который, пожалуй, больше других пострадал за последние месяцы, — гостиничная недвижимость. Высокий сезон в Петербурге так и не начался, туристов мало.
«Раньше я говорил, что гостиницы самый устойчивый вид инвестирования, но этот кризис показал: это не так», — признался генеральный директор УК VALO Service, председатель экспертного совета по апартаментам Российской гильдии управляющих и девелоперов Константин Сторожев. По данным эксперта, заполняемость городских гостиниц сегодня составляет до 10%, а цены соответствуют низкому сезону.
Зато хорошо показал себя сегмент апарт-отелей. Поскольку они находятся на стыке гостиничного и жилого формата, в высокий сезон они могут работать как гостиница, а в низкий — сдаваться в долгосрочную аренду.
Именно такой принцип и использует сейчас VALO: по словам Константина Сторожева, комплексу пришлось оперативно сменить подход, «включив» режим низкого сезона. «Мы приняли, что высокий сезон у нас будет через год, и перешли на долгосрочную аренду, — комментирует он. — На сегодня заполняемость комплекса — 60%».
Фото: VALO
Недвижимость в нынешних условиях должна быть гибкой, способной к перестройке, полагает Константин Сторожев. Так, наличие кухни в апарт-номере позволяет не только сдавать его долгосрочно, но и обеспечить условия обработки посуды для постояльцев, поскольку в каждом есть посудомоечная машина. Он призвал не бояться инвестировать в сферу петербургского туризма: это город, в который не перестанут приезжать.
Общаги для интровертов
Еще один перспективный формат недвижимости для инвестиций — коливинги. Некоторые, по словам вице-президента Becar Asset Management Ольги Шарыгиной, называют их «элитными общагами для интровертов» — по сути они правы. Это формат жилья для молодых людей, у которых нет семьи, но есть работа, множество идей и желание общаться, делиться опытом.
По сведениям Ольги Шарыгиной, сейчас средняя загруженность коливингов в мире, несмотря на пандемию, — примерно 80%, а каждый 20-й коливинг показывает полную загрузку.
Несмотря на эксперимент компании (Becar Asset Management строит в московском районе Петербурга самый большой коливинг в мире), средняя площадь коливингов в России пока невелика. Дело в том, что там обычно собираются люди по интересам, а это всегда небольшие группы. С другой стороны, возраст создания семьи и рождения детей в России сдвигается в сторону 35–40 лет: тех, кто посвящает время карьере и общению, становится все больше.
Впрочем, с позиционированием коливинга как хорошего актива не согласен основатель и генеральный директор компании KupiVIP.ru и Aktivo Оскар Хартманн.
основатель и генеральный директор компании KupiVIP.ru и Aktivo
В свою очередь он предложил формат айливинга, где упор сделан не на общие зоны, а на приватность и безопасность.